6. Сигналы светофора и регулировщика
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и
бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде
стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции
с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне
зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора
имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его
действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования
водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала,
могут применяться цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктов 6.14
Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о
наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об
опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного
и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении
зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного,
желтого и зеленого цветов,
имеют
то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие
распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.
(Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые
красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками.) При
этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не
запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный
сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении,
регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная
стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции
светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал
дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода
(велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов
(велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает
движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться
также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный
прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением
велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей
части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам
проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может
изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным
Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти
сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой
они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом
в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение
которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на
полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над
полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу
запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других
маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут
применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами
бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т".
Движение
разрешается только при включении одновременно" нижнего сигнала и одного или
нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо,
правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение
запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном
переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных
мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в
пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо,
безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено
переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным
средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех
направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям
и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл
или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью
громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное
средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания
участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а
при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7
Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех
транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному
торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее
движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны
освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям
дорожных знаков или разметки.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным
мигающим сигналом светофора
может
подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о
запрещении движения через переезд.