Двигатель ВАЗ 2112 (продольный
разрез) 1 - шкив привода генератора (демпфер); 2 -
масляный насос; 3 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
4 - ремень привода механизма газораспределения; 5 - натяжной
ролик; 6 - передняя крышка привода механизма
газораспределения; 7 - поршневой палец; 8 - зубчатый шкив
распределительного вала; 9 - сальник распределительного вала;
10 - задняя крышка привода распределительного вала; 11 -
крышка головки блока цилиндров; 12 – выпускной
распределительный вал; 13 - крышка подшипника
распределительного вала; 14 - ресивер; 15 - направляющая
труба; 16 - крышка маслозаливной горловины; 17-
гидротолкатель; 18 - пружина клапана; 19- клапан; 20 -
отводящий патрубок рубашки охлаждения; 21 - головка цилиндров;
22 - блок цилиндров; 23 - поршень; 24 - маховик; 25 - шатун;
26 - держатель заднего пальника коленчатого вала; 27 -
коленчатый вал; 28 - задний сальник коленчатого вала; 29 -
крышка коренного подшипника; 30 - крышка шатуна; 31 - поддон
картера; 32 - приемник масляного насоса; 33 - передний сальник
коленчатого вала; 34 - зубчатый шкив коленчатого вала; 35 -
пробка сливного отверстия поддона картера; 36 - масляный
фильтр; 37 - насос охлаждающей жидкости; 38 - выпускной
коллектор; 39 - выпускной клапан; 40 - впускной
распределительный вал; 41 - форсунка; 42 - впускной коллектор;
43 - направляющая втулка клапана: 44 - впускной клапан.
Бензиновый,
четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным
расположением, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными
валами. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет - от шкива
коленчатого вала. Система питания - фазированный распределенный
впрыск. Управление двигателем - контроллер (Bosch, "Январь" или GM).
Большинство двигателей оснащается нейтрализатором отработавших
газов.
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют
силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на четырех
эластичных резинометаллических опорах. Правая и левая опоры такие
же, как и на двигателях 2110 и 2111. Передняя и задняя опоры -
одинаковые, представляющие собой штанги. Одним концом штанга
крепится к кронштейну на двигателе, другим - к кронштейну на
кузове.
Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены:
приводы распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости
(зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева
расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости,
датчик давления масла, стартер (на картере сцепления). Спереди:
впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчик детонации,
масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа),
датчик фаз (вверху справа). Сзади: выпускной коллектор, масляный
фильтр, датчик положения коленчатого вала (внизу справа). Сверху
(под пластиковой крышкой) расположены ресивер, свечи (в направляющих
трубах, уплотненных резиновыми кольцами) и высоковольтные
провода.
Блок цилиндров отлит из чугуна и имеет индекс
"21083" - как и у двигателей 2110 и 2111, однако они
невзаимозаменяемы: отверстия под винты головки цилиндров имеют
резьбу М 10x1,25 (в отличие от М 12x1,25 для блоков двигателей 2110
и 2111) и меньшую глубину. Другое отличие связано с более
напряженным тепловым режимом двигателя 2112 по сравнению с
двигателями 2110 и 2111. Для охлаждения поршней во время работы
двигателя их днища омываются снизу маслом через специальные
форсунки, запрессованные во вторую, третью, четвертую и пятую опоры
коренных подшипников.
Цилиндры расточены непосредственно в
блоке. Номинальный диаметр 82 мм при ремонте может быть увеличен на
0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется на нижней плоскости блока
латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А -
82,00-82,01, В - 82,01-82,02, С - 82,02-82,03, D - 82,03-82,04, Е -
82,04-82,05. Максимально допустимый износ цилиндра составляет 0,15
мм на диаметр.
В нижней части блока цилиндров имеется пять
опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к
блоку специальными болтами. Крышки невзаимозаменяемы (отверстия под
подшипники обрабатываются в сборе с крышками) и маркированы для
отличия рисками на наружной поверхности (см. рисунок в разделе
«Разборка и сборка двигателя»). В средней опоре имеются гнезда для
упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого
вала. Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) ставится
сталеалюминевое полукольцо, сзади - металлокерамическое. Кольца
изготовляются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной. При
превышении осевого зазора коленчатого вала 0,35 мм меняются одно или
оба полукольца (номинальный зазор - 0,06-0,26 мм).
Вкладыши
коренных и шатунных подшипников - тонкостенные стапеалюминевые.
Верхние коренные вкладыши первой, второй, четвертой и пятой опор,
устанавливаемые в блоке цилиндров, снабжены канавкой на внутренней
поверхности. У нижних коренных вкладышей, верхнего вкладыша третьей
опоры и шатунных вкладышей канавки отсутствуют. Ремонтные вкладыши
выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50,
0,75 и 1,00 мм.
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного
чугуна. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен
восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Коленчатый вал
двигателя 2112 отличается от коленчатого вала двигателей 2110 и 2111
формой противовесов и повышенной прочностью. Поэтому не допускается
установка коленчатого вала от двигателей 2110 и 2111 в двигатель
2112. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в коленчатом вале
просверлены каналы, выходные отверстия которых закрыты
запрессованными заглушками.
На переднем конце коленчатого
вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода
распределительного вала, к нему крепится шкив привода генератора,
который также является демпфером крутильных колебаний коленчатого
вала. На зубчатом венце шкива два зуба из 60 отсутствуют - впадины
служат для работы датчика положения коленчатого вала.
К
заднему концу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через
общую шайбу крепится маховик (индекс 2110), отлитый из чугуна, с
напрессованным стальным зубчатым венцом, служащим для пуска
двигателя стартером. Конусообразная лунка около венца маховика
должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра (это
необходимо для определения ВМТ после сборки
двигателя).
Шатуны - стальные, двутаврового сечения,
обрабатываются вместе с крышками. На крышках, как и на шатунах,
клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону
шатуна и крышки). Шатуны по диаметру сталебронзовой втулки,
запрессованной в верхнюю головку, подразделяются на три класса с
шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также
шатуны подразделяются на классы по массе - они маркируются краской
или буквой на крышке шатуна.
Поршневой палец- стальной,
трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в верхней
головке шатуна и в бобышках поршня). От выпадения он зафиксирован
двумя стопорными пружинными кольцами, которые располагаются в
проточках бобышек поршня. Различают три класса пальцев по наружному
диаметру (через 0,004 мм): 1 - с синей, 2 - зеленой, 3 - красной
(наименьшего диаметра) метками.
|