Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с
системой впрыска топлива) 1 - радиатор отопителя; 2 -
пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 - шланг отводящий;
4 - шланг подводящий; 5 - датчик температуры охлаждающей
жидкости (в головке блока); 6 - шланг подводящей трубы насоса;
7 - термостат; 8 - заправочный шланг; 9 - пробка
расширительного бачка; 10 - датчик указателя уровня
охлаждающей жидкости; 11 - расширительный бачок; 12 -
выпускной патрубок; 13 - жидкостная камера пускового
устройства карбюратора; 14 - отводящий шланг радиатора; 15 -
подводящий шланг радиатора; 16 - пароотводящий шланг
радиатора; 17- левый бачок радиатора; 18 - датчик включения
электровентилятора; 19 - электродвигатель вентилятора; 20 -
крыльчатка электровентилятора; 21 - правый бачок радиатора; 22
- сливная пробка; 23 - кожух электровентилятора; 24 - зубчатый
ремень привода механизма газораспределения; 25 - крыльчатка
насоса охлаждающей жидкости; 26 - подводящая труба насоса
охлаждающей жидкости; 27 - шланг подвода охлаждающей жидкости
к дроссельному патрубку; 28 - шланг отвода охлаждающей
жидкости от дроссельного патрубка; 29 - датчик температуры
охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 - трубки
радиатора; 31 - сердцевина радиатора.
Система охлаждения
- жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами
в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает
повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на
горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости
становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при
давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении
давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2
(на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя
поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на
двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока
управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты
датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при
температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей
жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик,
связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном
патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ -2111, -2112) установлен
дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для
электронного блока управления двигателем.
Насос охлаждающей
жидкости -лопастной, центробежного типа, приводится от шкива
коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного
механизма. Корпус насоса - алюминиевый. Валик вращается в двухрядном
подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки. Наружное
кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика
напрессован зубчатый шкив, на задний -крыльчатка. К торцу крыльчатки
прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым
находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять
его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет
термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата
перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует
только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя
радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор
отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и
жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На
двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к
блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не
предусмотрен).
При температуре 87±2°С перепускной клапан
термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при
этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся
жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен
составлять не менее 8 мм.
Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет
повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие),
за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор
отопителя.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через
расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена,
что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая
система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого
в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две
пароотводные трубки: одна - от радиатора отопителя, другая - от
радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор состоит из двух
вертикальных пластмассовых бачков (левый - с перегородкой) и двух
горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными
охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения
пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через
резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а
отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий
патрубок пароотводной трубки.
Не рекомендуется использование
воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную
коррозию алюминиевых деталей.
|