На автомобилях
установлены четырехцилиндровые четырехтактные карбюраторные
двигатели различного объема цилиндров, с рядным расположением
цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке
цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного
расположения на переднепривод-ном автомобиле. Поэтому его компоновка
и основные размеры выбраны такими, чтобы он вместе с коробкой
передач мог разместиться поперек между брызговиками передних
колес.
Три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100,
1300 и 1500 см3 образуются сочетанием трех различающихся по высоте и
диаметру цилиндров блоков, двух головок цилиндров с различными по
диаметру впускными каналами, а также двух поршней, отличающихся по
диаметру (76 и 82), и двух коленчатых валов с радиусами кривошипов,
соответствующих ходам поршня 60,6 и 71 мм.
В сборе с коробкой
передач и сцеплением двигатель образует единый жесткий узел -
силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных
опорах. Они воспринимают как массу силового агрегата, так и
нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и
торможении. Эластичные опоры поглощаю" вибрации работающего
двигателя и не передают их на кузов, благодаря чему уменьшается шум
в салоне автомобиля. С другой стороны, эластичные опоры защищают
силовой агрегат от резких ударов при движении, автомобиля по
неровностям дороги.
На автомобиле принята трехточечная схема
крепления силового агрегата, состоящая из передней, задней и левой
опор. Передняя и левая опоры имеют одинаковое устройство и состоят
из наружной стальной обоймы и внутренней алюминиевой втулки, между
которыми находится привулканизированная к ним резина.
Задняя
опора крепится болтами снизу к днищу кузова. Она состоит из наружной
стальной арматуры и внутренней алюминиевой втулки также разделенных
резиной. Кронштейн задней подвески - стальной, кованый, крепится на
коробке передач болтами, соединяющими картер сцепления с картером
коробки передач.
Блок цилиндров. Все цилиндры двигателя
объединены вместе с верхней частью картера в один общий узел - блок
цилиндров, отлитый из специального высокопрочного чугуна. При такой
компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость,
компактность и уменьшается масса двигателя. Протоки для охлаждаю-
щей жидкости сделаны по всей высоте блока цилиндров, что улучшает
охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока
цилиндров от неравномерного нагрева.
Цилиндры блока по
диаметру подразделяются на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых
буквами А, В, С, D, Е :
Класс |
Диаметр
цилиндра ВАЗ-2108/21081 |
Диаметр
цилиндра ВАЗ-21083 |
А |
76.000-76.010 |
82.000-82.010 |
B |
76.010-76.020 |
82.010-82.020 |
C |
76.020-76.030 |
82.020-82.030 |
D |
76.030-76.040 |
82.030-82.040 |
E |
76.040-76.050 |
82.040-82.050 |
Класс
цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра.
Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса. При
ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под
увеличенный диаметр поршней на 0,4 и 0,8 мм.
В нижней части
блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников
коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами.
Верхние и нижние вкладыши среднего (3-го) коренного подшипника без
канавки на внутренней поверхности. У остальных опор верхние вкладыши
с канавкой на внутренней поверхности, а нижние - без канавки. До
1988 г. нижние вкладыши этих подшипников тоже были с
канавками.
Подшипники имеют съемные крышки 2, которые
крепятся к блоку цилиндров самоконтрящимися болтами. Отверстия под
подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе
с крышками, что обеспечивает высокую точность, правильную
геометрическую форму отверстий и их соосность. Поэтому крышки
подшипников невзаимозаменяемы и для различия имеют на наружной
поверхности риски.
В средней опоре имеются гнезда для
установки упорных полуколец 12, удерживающих коленчатый вал от
осевых перемещений. С задней стороны от средней опоры ставится
металлокерамическое полу- кольцо (желтого цвета), а с передней
стороны - стале-алюминиевое.
Величина осевого зазора
коленчатого вала должна быть 0,06-0,026 мм. Если зазор превышает
максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменить полукольца
ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Следует иметь в виду, что
канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть
обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
Снизу блок
цилиндров закрывается стальным штампованным картером 37. Картер
имеет перегородку для успокоения масла. Между масляными картером и
блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой
смеси.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер
сцепления. Точное расположение картера относительно блока цилиндров
и соосность коленчатого вала и первичного вала коробки передач
обеспечивается двумя центрирующими втулками, запрессованными в блок
цилиндров.
Головка цилиндров 27 общая для четырех цилиндров,
отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной
формы. В головку запрессованы направляющие втулки клапанов и седла,
изготовленные из чугуна. Седла, предварительно охлажденные в жидком
азоте, вставлены в гнезда нагретой головки цилиндров. Благодаря
этому обеспечивается надежная и прочная посадка седел в
головке.
Между головкой и блоком цилиндров установлена
специальная безусадочная прокладка на металлическом каркасе. Головка
центрируется на блоке цилиндров двумя втулками и крепится к нему
десятью болтами.
Для равномерного обжатия всей поверхности
прокладки головки блока, для обеспечения надежного уплотнения и
исключения в последующем подтяжки болтов при техническом
обслуживании автомобиля болты крепления головки цилиндров
затягиваются равномерно без рывков в четыре приема и в строго
определенной последовательности:
1 прием - затягивают болты
моментом 2 кг-см; 2 прием - затягивают болты моментом 7,08-8,74
кг-см; 3 прием - доворачивают болты на 90°; 4 прием - снова
доворачивают болты на 90°.
В верхней части головки цилиндров
расположены пять опор под шейки распределительного вала 17. Опоры
выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах
подшипников 16 и 21 (переднем и заднем), а нижняя - в головке
цилиндров. Установочные втулки корпусов подшипников
распределительного вала размещены у шпилек крепления корпусов.
Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников,
поэтому они невзаимозаменяемы, и головку цилиндров можно заменять
только в сборе с корпусами подшипников.
На поверхности
головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне
крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75ТМ.
Устанавливают корпуса подшипников и затягивают гайки их крепления в
два приема: 1-й прием - предварительно затягивают гайки в
последовательности, указанной на листе 7, до прилегания поверхностей
корпусов подшипников к головке цилиндров, следя за тем, чтобы
установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда; 2-й
прием - окончательно затягивают гайки моментом 2,2 кг/см в той же
последовательности. |