Система смазки
двигателя комбинированная, при которой часть деталей смазывается под
давлением, часть самотеком и разбрызгиванием. Емкость системы смазки
3,5 л.
Под давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники коленчатого вала, опоры распределительного
вала.
Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым
движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с
поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, кулачки
распределительного вала, толкатели клапанов, а также стержни
клапанов в их направляющих втулках.
Система смазки включает
масляный картер 21, масляный насос с редукционным клапаном 9 и
маслоприем-ником 18, систему масляных каналов, полнопоточный фильтр
очистки масла с фильтрующим элементом 19, перепускным клапаном 22 и
противодренажным клапаном 17, указатель уровня масла 33 и
маслоналивную горловину.
Давление масла контролируется
датчиком 8, который ввертывается в отверстие масляной магистрали в
головке цилиндров, соединяемой с главной масляной магистралью в
блоке цилиндров. Давление должно быть 4,5 кгс/см2 при частоте
вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление масла
должно быть не менее 0,8 кгс/см2 при 750-800 об/мин. При падении
давления масла ниже допустимого предела загорается красным цветом
контрольная лампа давления масла и световое табло "STOP" в
комбинации приборов. Циркуляция масла при работе двигателя
происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на
переднем конце коленчатого вала, засасывает масло через фильтрующую
сетку маслоприемника 18, приемную трубку и канал 12 в корпус насоса
и подает его по каналам 10 в блоке цилиндров к полнопоточному
фильтру. В фильтре масло очищается от механических примесей и
смолистых веществ. Отфильтрованное масло по каналу 16 поступает в
главную масляную магистраль 25, проходящую вдоль блока цилиндров, а
оттуда по каналам 24 в перегородках блока цилиндров подводится к
коренным подшипникам коленчатого вала. Во вклады'-шах коренных
подшипников имеются по два отверстия, через которые масло проникает
в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих
канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая
часть по каналам, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к
подшипникам нижних головок шатунов. Из бокового отверстия шатунного
подшипника струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент
совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной
шейке.
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным
кольцом, через отверстия в поршне отводится внутрь поршня и
смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня.
В
шатунных шейках коленчатого вала происходит центробежная очистка
масла от посторонних включений, содержащихся в масле, которые
скапливаются в наклонных каналах под действием центробежных сил в
пространстве от отверстий в шатунной шейке до заглушки масляного
канала коленчатого вала.
Из главной масляной магистрали 25
масло по вертикальным каналам 26 в блоке и головке цилиндров
подводится в масляную магистраль 6 головки цилиндров, а оттуда по
каналам 5 к подшипникам распределительного вала. Вытекающим из
подшипников распределительного вала маслом смазываются рабочие
поверхности кулачков и толкателей клапанов.
Масляный насос
двигателя собран в специальном корпусе, прикрепленном к передней
стенке блока цилиндров. Масляный насос односекционный,
шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления. Ведущая шестерня
13 масляного насоса устанавливается на переднем конце коленчатого
вала.
Ведомая шестерня 15 находится в корпусе масляного
насоса. Для обеспечения необходимых зазоров между шестернями и
корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна,
шестерни изготавливаются из металлокерамики. В корпусе полость
всасывания отделяется от нагнетательной серпообразным выступом
14.
Пара шестерен насоса вращается в корпусе с зазором
0,03-0,08 мм по высоте и 0,10-0,176 мм по диаметру ведомой шестерни.
Предельно допустимые зазоры в сопряжении равны 0,12-0,15 мм по
высоте и 0,30 мм по диаметру.
При работе двигателя (см. схему
работы масляного насоса) ведущая 13-и ведомая 15 шестерни насоса
вса- сывают масло и впадинами зубьев нагнетают его в нагнетательную
полость насоса. При давлении выше 4,5 кгс/см^ открывается
редукционный клапан 9, и часть масла перепускается из полости
давления в полость всасывания насоса.
Масляный фильтр
навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке.
Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой,
установлен-, ной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло
поступает в фильтр по каналу 10 и, пройдя бумажный фильтрующий
элемент 19, выходит в главную магистраль блока через центральное
отверстие, штуцер крепления и канал 16.
Фильтр имеет
противодренажный клапан 17, предотвращающий стекание масла из
системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 22, который
срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло
помимо фильтра в масляную магистраль.
Система вентиляции
картера двигателя. Принудительная вентиляция картера удаляет из
картера газы, пары бензина, отсасывая их во впускной тракт и
цилиндры двигателя, чем увеличивает срок службы масла и повышает
долговечность двигателя. Кроме того, вентиляция картера не допускает
повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших
газов. А поскольку система вентиляции закрытая, то исключается
попадание картерных газов в салон автомобиля, и уменьшается выброс
токсичных веществ в атмосферу.
Вентиляция осуществляется
путем отсоса картерных газов по вытяжному шлангу 32, через сетку 31
маслоотделителя, шлангу 29 в корпус воздушного фильтра, а также по
шлангу 30 в задроссельное пространство карбюратора.
|