Сцепление крепится
на маховике 7 шестью болтами и тремя установочными штифтами, которые
центрируют сцепление относительно маховика. Оно закрывается
алюминиевым картером 1, который крепится к блоку двигателя. Со
стороны двигателя картер сцепления закрывается верхней и нижней
крышками. У верхней крышки имеется шкала 9 с делениями, а на
маховике метка, по которым устанавливают и проверяют момент
зажигания. С этой целью на картере выполнен смотровой люк. В
отверстие нижнего прилива картера сцепления запрессована втулка 2,
на которую опирается нижний конец вилки 3 выключения сцепления.
Верхний конец вилки заходит в пластмассовую втулку 17. Рычаг вилки
выходит через люк наружу и соединяется с тросом привода выключения
сцепления. На выходе рычаг вилки уплотняется защитным чехлом
18.
В картере сцепления выполнены гнезда под подшипники
первичного и вторичного валов коробки передач. Подшипник 15
первичного вала герметизируется сальником 14. К внутреннему торцу
гнезда этого подшипника крепится болтами направляющая втулка 14
муфты 29 подшипника выключения сцепления.
Ведущая часть
сцепления, состоящая из кожуха 11, нажимного диска 8 и нажимной
пружины 5, выполнена неразъемным узлом и имеет жесткое соединение с
маховиком. Эта часть сцепления предназначена для передачи крутящего
момента на ведомую часть сцепления. Кожух 11 сцепления отштампован
из специальной стали. К нему заклепками крепятся три пары упругих
пластин 28, соединяющие кожух сцепления с нажимным диском 8. Такая
упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха
сцепления на нажимной диск и осевое перемещение нажимного диска в
кожухе при выключении сцепления. Кроме того, за счет упруго.-сти
соединительных пластин нажимный диск отводится от ведомого диска при
выключении сцепления. В гнездах кожуха приварены опорные кольца 12
круглого се- чения. Они являются опорами для нажимной пружины 5,
относительно которых происходит ее прогиб при выключении
сцепления.
Нажимный диск 8 чугунный, имеет три прилива, через
отверстия которых проходят заклепки крепления упругих пластин 28. Со
стороны кожуха сцепления на нажимном диске выполнены углубления для
вентиляции сцепления и кольцевой выступ, на который давит наружная
кромка нажимной пружины.
Нажимная пружина 5 отштампована из
листовой стали, имеет форму усеченного конуса. Радиальные прорези,
делящие пружину на двенадцать секторов, образуют на поверхности
пружины лепестки, работающие как рычаги выключения сцепления.
Прорези на периферии переходят в фигурные отверстия, в которые при
сборке заходят выступы кожуха сцепления, после чего концы их
загибаются на 100-110°. При этом пружина помещается между опорными
кольцами 12. Концы лепестков в месте контакта с подшипником
выключения сцепления загнуты до закругления. Нажимная пружина
фосфатирована и подвергается дробеструйной обработке.
Ведомая
часть сцепления состоит из ведомого диска 6 в сборе с фрикционными
накладками 19 и гасителем крутильных колебаний (демпфером). Ведомая
часть расположена на шлицах первичного вала коробки передач и,
принимая крутящий момент от деталей ведущей части, передает его на
вал 16.
Ведомый диск стальной с фигурными прорезями, делящими
его на восемь лепестков, загнутых в разные стороны. Это придает
волнообразную форму рабочей поверхности диска. К лепесткам ведомого
диска независимо друг от друга приклепаны стальными заклепками
фрикционные накладки 19. Головки заклепок утопают в отверстиях
накладок, а их стержни расклепаны со стороны диска через отверстия
противоположной накладки. Таким образом, к каждому лепестку
приклепаны обе накладки, каждая своей заклепкой. Такое крепление
накладок сохраняет волнообразную поверхность ведомого диска, а это
обеспечивает плавное включение сцепления, так как ведомый диск
становится плоским постепенно, по мере увеличения усилия прижатия
его к поверхности маховика. При этом ведомый диск первоначально
проскальзывает относительно поверхностей маховика и нажимного диска,
и передаваемый крутящий момент возрастает постепенно. Это
предохраняет детали трансмиссии от перегрузок и обеспечивает плавное
трогание с места. С этой же целью, а также для гашения крутильных
колебаний, ведомый диск соединяется со ступицей 22 через детали
гасителя крутильных колебаний, которые обеспечивают упругую связь
между ними. Во фланце ступицы выполнены шесть прямоугольных окон и
три подковообразных выреза. Через них проходят упоры 23 гасителя,
которые соединяют переднюю 20 и заднюю 24 пластины демпфера с
ведомым диском. В пластинах демпфера и в ведомом диске, как и в
ступице, имеются прямоугольные окна, в которых расположены три пары
пружин 25 разной упругости и цвета покрытия. Пружины одинакового
цвета расположены напротив друг друга. Применение пружин разной и
определенной упругости расширяет зону действия демпфера и
обеспечивает нужную характеристику его работы. С обеих сторон фланца
установлены фрикционные кольца 21: одно стальное, другое из
фрикционного материала. Пружинная шайба 27 демпфера через опорное
кольцо 26 создает постоянный момент трения между поверхностями
фрикционных колец и ступицы.
Выключение сцепления
осуществляется через механический привод, усилие от которого через
рычаг вилки 3 передается на муфту 29 подшипника выключения
сцепления. Муфта 29 в сборе с подшипником 4 расположена на
направляющей втулке 13. К выступам муфты прижимается пружиной 30
вилка 3 выключения сцепления. |