В зависимости от
комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая
коробка передач.
Конструктивно коробка передач объединена с
главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки
передач передается на ведущие колеса через привод 41 и 5 передних
колес.
Четырехступенчатая коробка передач состоит из картера
1, первичного 20 и вторичного 33 валов, двух синхронизаторов, оси с
промежуточной шестерней заднего хода, главной передачи,
дифференциала и привода переключения передач.
Картер 1
изготовлен из алюминиевого сплава, закрывается задней крышкой 17, в
гнездо которой запрессован сапун 19. В задней части картера
выполнены гнезда для подшипников и два отверстия, закрываемые
пробками 2 и 3. В картере на двух подшипниках 18 и 26 расположен
первичный вал 20, изготовленный в виде блока шестерен I, II, III и
IV передач и заднего хода. Вторичный вал 33 изготовлен вместе с
шестерней главной передачи. Вал вращается в роликовом 32 и шариковом
16 подшипниках. На поясках вторичного вала расположены на игольчатых
подшипниках шестерни I, II, III и IV передач, а на двух поясках
нарезаны шлицы для крепления ступиц 12 синхронизаторов. Каждая
шестерня имеет два венца: один косозубый, другой прямозубый.
Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с одноименными
шестернями первичного вала. С прямозубыми венцами соединяются
скользящие муфты синхронизаторов при включении
передачи.
Синхронизатор обеспечивает бесшумное переключение
передач за счет выравнивания угловых скоростей шестерен первичного и
вторичного валов. Он состоит из ступицы 12, насаженной на шлицы
вторичного вала, скользящей муфты 22, двух блокирующих колец 21,
трех сухарей 24 с шариками 25 и пружинами фиксатора и зубчатых
венцов шестерен. Синхронизаторы всех передач незначительно
отличаются друг от друга. Ступица синхронизатора I и II передач
стопорится на вторичном валу двумя стопорными кольцами, а ступица
другого синхронизатора зажата между буртиком вала и втулкой
игольчатого подшипника шестерни IV передачи. Скользя- щая муфта 7
синхронизатора I и II передач имеет наружный венец для включения
передачи заднего хода в отличие от муфты другого синхронизатора. В
ступице каждого синхронизатора выполнено шесть продольных пазов, в
трех из которых имеются гнезда под пружины фиксаторов. В эти пазы
установлены сухари 24 с шариками фиксаторов. Пружины поджимают
шарики к кольцевым проточкам муфты. По обе стороны ступицы
расположены бронзовые блокирующие кольца, имеющие шесть выступов,
которые заходят в пазы ступицы. При этом три коротких выступа
заходят в пазы, в которых расположены фиксаторы, а более длинные и
широкие - в другие пазы. Эти выступы установлены в пазах с боковым
зазором, равным половине толщины зуба муфты (ступицы), и
ограничивают угол поворота блокирующего кольца относительно ступицы.
При таком соединении ступица вращается совместно с блокирующими
кольцами. Конусная часть блокирующих колец расположена на конических
поясках шестерен и в момент включения передачи происходит контакт
конических поверхностей. Для разрыва масляной пленки в месте
контакта и увеличения сил трения на конической поверхности кольца
нарезана резьба и выполнены продольные канавки. Блокирующие кольца
имеют зубчатые венцы, зубья которых скошены под определенным углом.
С зубьями блокирующего кольца соединяется скользящая муфта в
начальный момент включения передачи. Скользящая муфта имеет
внутренний венец, которым она располагается на зубьях ступицы. Для
продольного перемещения муфты вдоль ступицы в кольцевую ее проточку
заходит вилка переключения передач. Торцы зубьев муфты скошены под
тем же углом, что и зубья блокирующих колец и венцов
синхронизаторов.
Промежуточная шестерня заднего хода служит
для включения заднего хода (см. рис. поз.29). В центральном
отверстии шестерни запрессована металлоке-рамическая втулка, которая
находится на оси, установленной в отверстиях картеров сцепления и
коробки передач. При включении заднего хода промежуточная шестерня
соединяет между собой шестерню первичного вала и зубчатый венец
муфты синхронизатора I и II передач, вследствие чего вторичный вал
вращается в обратную сторону.
Главная передача состоит из
пары косозубых цилиндрических шестерен, одна из которых изготовлена
вместе с вторичным валом, а шестерня 34 крепится болтами к фланцу
коробки 36 дифференциала.
Дифференциал конический,
двухсателлитный, вращается на двух роликовых конических подшипниках
35, предварительный натяг в которых регулируется подбором толщины
регулировочного кольца 4. Внутренняя полость коробки дифференциала
имеет форму сплошной сферы. В этой полости расположены две
полуосевые шестерни 39 и два сателлита, вращающиеся на оси 43. Ось
удерживается в коробке дифференциала стопорными кольцами 44.
Полуосевые шестерни насажены на шлицы хвостовиков корпусов
внутренних шарниров привода колес и стопорятся кольцами
38.
На коробку дифференциала напрессована пластмассовая
шестерня 40 привода спидометра, с которой яа-ходится в зацеплении
ведомая шестерня привода спидометра, расположенная своим валиком в
корпусе привода 42 спидометра, который крепится к картеру коробки
передач. На выходе из корпуса 42 валик шестерни уплотняется
сальником. Для уплотнения зазора между приводом спидометра и
посадочным гнездом в проточку корпуса устанавливается резиновое
уплотнитель-ное кольцо. На верхней части корпуса привода спидометра
нарезана резьба для накидной гайки крепления
троса.
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе
четырехступенчатой и имеет следующие основные отличия: задние
части первичного вала 53 и вторичного вала 51 удлинены для
размещения на них шестерен 52 и 47 пятой передачи и ее
синхронизатора; шариковые подшипники первичного и вторичного
валов фиксируются в гнездах картера пластиной 46, которая крепится
четырьмя винтами к стенке картера; задняя крышка коробки передач
выполнена более глубокой ; синхронизатор V передачи имеет одно
блокирующее кольцо, так как он включает только одну
передачу; шестерня пятой передачи крепится на шлицах первичного
вала. |