Для освещения
дороги в темное время суток устанавливаются две блок-фары (правая и
левая). Они состоят из прямоугольных фар с лампами головного и
габаритного света, сблокированных с секцией бокового указателя
поворота. Блок-фары крепятся к передку автомобиля четырьмя шпильками
28 и гайками с зубчатой кромкой, которые предохраняют их от
самоотворачивания.
Ближний и дальний свет фар переключается
левым рычагом подрулевого переключателя 43, если включен выключатель
наружного освещения. Кроме того, в электрической схеме предусмотрена
возможность световой сигнализации, т.е. кратковременного включения
дальнего света фар при любом положении выключателя наружного
освещения. В этом случае дальний свет фар включается оттягиванием на
себя левого рычага подрулевого переключателя, а питание на контакты
световой сигнализации в переключателе 43 фар подается
непосредственно от штекера "INT" выключателя зажигания 40, минуя
выключатель наружного освещения.
Нити двух ламп головного
света фар потребляют довольно значительный ток - 8-10 А. Поэтому,
чтобы разгрузить контакты переключателя 43 фар и увеличить его
долговечность, фары включаются не напрямую переключателем 43, а
через дополнительные реле 39 и 44 типа 113.3747. Они обладают
мощными контактами и установлены в монтажном блоке 38. Реле 39
включает ближний свет в обеих фарах, а реле 44 - дальний свет. В
результате через контакты переключателя фар протекает только ток
питания обмоток реле, не превышающий 0,2 А.
Рефлектор 1 фары
изготовлен из стали и имеет форму параболоида, ограниченного сверху
и снизу горизонтальными плоскостями. Для создания зеркальной
отражающей поверхности рефлектор внутри покрывается специальным
термостойким паком, а затем на него в вакууме наносится тонкий слой
алюминия. Такое покрытие отражает от 90% падающего на него
света.
Рассеиватель 5 фары выполнен из бесцветного
силикатного стекла с высокой степенью прозрачности. На его
внутренней поверхности отпрессована сложная система линз и призм,
рассеивающих свет в горизонтальной плоскости и концентрирующих
световой поток в необходимых направлениях согласно ме-
Лампа
24 головного света фары галогенная. Колба лампы изготовлена из
кварцевого стекла и заполнена парами йода (галогена) и каким-либо
инертным газом. Галогенные лампы обладают повышенной световой
отдачей, что обеспечивается более высокой температурой нагрева нити
и повышенным сроком службы из-за химического процесса, происходящего
в лампе. Этот процесс заключается в следующем. При горении с нити
накала испаряются частички вольфрама и осаждаются на стенках лампы.
Пары йода соприкасаются с ними и при температуре около 600°С
образуется йодистый вольфрам. Это соединение неустойчиво при высоких
температурах и, попадая в зону раскаленной нити, разлагается на йод
и вольфрам, который осаждается на нить, а йод перемещается к стенкам
колбы. Таким образом, у включенной лампы происходит постоянный
перенос вольфрама со стенок на нить. Поэтому стенки колбы остаются
чистыми, нить медленнее утоньшается, и долговечность лампы
увеличивается.
При замене галогенных ламп необходимо
соблюдать осторожность и брать лампу перчатками или платком, чтобы
не оставить жировых следов от пальцев на стекле лампы. Если же такие
следы на лампе имеются, то удалить их спиртом. Жировые загрязнения
приводят к потемнению стекла лампы, поскольку оно нагревается до
высоких температур. В результате она перегревается и быстро выходит
из строя.
В лампе находятся две вольфрамовые нити: одна (55
Вт) для ближнего света и другая (60 Вт) для дальнего. Нить 7
дальнего света находится в фокусе рефлектора, и поэтому лучи
дальнего света собираются в узкий пучок, направленный почти
параллельно дороге и хорошо освещающий ее на максимальном расстоянии
от автомобиля. Нить 9 ближнего света выведена вперед из фокуса
рефлектора и закрыта снизу специальным металлическим экраном 8. Это
сделано с целью ограничить распространение ближнего света
вверх.
Если направить пучок ближнего света на стенку, то
пятно света будет иметь форму эллипса со срезанной верхней
половиной. В левой части пятна верхняя граница освещенного участка
будет проходить точно по горизонтальной оси эллипса, а з правой
части по линии, исходящей вверх из центра эллипса под углом 15° к
его горизонтальной оси. Такая форма пучка света обеспечивает хорошее
освещение дороги перед автомобилем (особенно ее правой стороны и
обочины) и уменьшает возможность ослепления водителей встречного
транспорта.
Направление пучка света фары в горизонтальной
плоскости можно регулировать винтом 27, а в вертикальной плоскости -
винтом 17. При вращении винта 27 перемещается вперед или назад левый
край рефлектора, и он поворачивается относительно нижней опоры 2 и
шаровой головки верхнего держателя 13. При вращении винта 17
рефлектор через рычаг 15 поворачивается относительно нижней опоры 2
и шаровой головки винта 27.
В зависимости от загрузки
автомобиля изменяется угол наклона осей фар относительно дороги и,
соответственно, отклоняется направление пучков света фар. Для
корректировки направления пучка света в зависимости от нагрузки на
часть автомобилей устанавливается ручной гидрокорректрр фар, которым
можно с места водителя в небольших пределах корректировать
направление пучка света фар в вертикальной плоскости. Если
гидрокорректора на автомобиле нет, то вместо него в корпус фары
вставляется заглушка 12.
Гидрокорректор фар состоит из
передаточного механизма (или главного цилиндра), закрепленного
гайкой на панели приборов, двух рабочих цилиндров, установленных на
корпусах блок-фар, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки
заполнены специальной жидкостью, не замерзающей при низких
температурах. Конструкция гидрокорректора неразборная, и в случае
повреждения он должен заменяться целиком, в сборе с цилиндрами и
трубками.
При нагрузке автомобиля только одним водителем
поршень 32 приводного механизма до конца вдвинут в цилиндры корпуса,
а штоки 20 рабочих цилиндров максимально выдвинуты из корпусов. Если
положить груз в багажник, то задняя часть автомобиля опустится, и
пучок света фар приподнимается вверх. Чтобы вернуть его в прежнее
положение, поворачивают рукоятку 34 гидрокорректора до упора против
часовой стрелки. При этом поршень 32 выдвигается назад из цилиндров
и отсасывает жидкость из трубок и рабочих цилиндров. Возвратными
пружинами штоки рабочих цилиндров вдвигаются в корпуса, и рычаги 15
фар поворачиваются пружинами 16 против часовой стрелки. Верхняя
часть рефлектора фар перемещается вперед, и пучок света фар
приподнимается. |