Очиститель
ветрового стекла электрический двухще-точный с параллельным
движением щеток. Он имеет два постоянных режима работы, но с разными
скоростями движения щеток, и один режим с прерывистой работой.
Очиститель состоит из моторедуктора (электродвигателя с редуктором)
4, кривошипно-шатунного механизма и щеток с рычагами. Размеры
деталей механизма подобраны так, что угол качания поводков
составляет около 85°.
Рычаги 5 соединяются с поводками бис
кривошипом 1 сферическими шарнирами, позволяющими механизму надежно
работать при некоторой непараллельности осей поводков. В шарнирах
находятся два полусферических металлокерамических вкладыша 8,
пропитанных маслом, которым заполнено также пространство между
вкладышами. Вкладыши изнутри разжимаются
пружиной.
Электродвигатель моторедуктора постоянного тока
трехщеточный двухполюсный с возбуждением от постоянных магнитов с
двумя скоростями вращения. У него стальной штампованный корпус 35,
внутри которого пружинными держателями, приклепанными к стенкам
корпуса, закреплены два постоянных магнита 36, имеющие форму
полуколец. Эти магниты вместе с корпусом образуют статор
электродвигателя.
Якорь электродвигателя состоит из вала 19,
сердечника 32 и коллектора 37. В пазы сердечника, изолированные
картоном, уложена обмотка 31 якоря, выводы секций которой припаяны к
медным пластинам коллектора 37. Вал якоря вращается в шариковом
подшипнике 30 и металлокерамической втулке 33. Наружная поверхность
втулки сферическая, что позволяет ей поворачиваться в гнезде корпуса
и самоустанавливаться по' оси вала якоря. Вокруг втулки помещено
войлочное кольцо. Втулка и войлок пропитаны маслом. Подшипник 30
также заполнен смазкой. Поэтому смазывать электродвигатель при
техническом обслуживании не требуется.
Корпус
электродвигателя закрывается крышкой 27, являющейся одновременно
картером редуктора. Передаточное отношение редуктора составляет
74:1. Картер редуктора закрыт пластмассовой панелью 25 и крышкой 24.
В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода
и крепится пружинная пла-стина 23 с контактами выключателя,
обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки
находятся в нижнем положении. Под действием упругости пластина 23
прижимается к верхней (на рисунке) стойке. Когда выступ кулачка 26
находится против пластины, он отжимает ее от верхней стойки и
замыкает с нижней стойкой.
Для защиты электродвигателя от
перегрузок при примерзании щеток к стеклу, большом сопротивлении их
движению или при заедании механизма стеклоочистителя в очистителе
устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового
действия.
Две частоты вращения вала электродвигателя
достигаются благодаря применению трех щеток для подвода напряжения
питания к обмотке якоря. 1-я скорость (малая) обеспечивается подачей
напряжения питания на щетку, находящуюся в геометрической нейтрали
электродвигателя. Когда напряжение питания подается на щетку,
смещенную с геометрической нейтрали, якорь электродвигателя
вращается со 2-ой (большей) скоростью.
Реле очистителя
ветрового стекла. Реле 44 типа 52.3747 предназначено для создания
прерывистого режима работы очистителя ветрового стекла. Реле
устанавливается в монтажном блоке 41 и состоит из электронной
управляющей схемы и исполнительного электромагнитного
реле.
Реле обеспечивает включение очистителя примерно 14 раз
в минуту. Кроме того, при включении омыва ветрового стекла реле
включает 1-ю скорость очистителя, если он был выключен или работал в
прерывистом режиме. После выключения омыва ветрового стекла реле
задерживает отключение очистителя до тех пор, пока тот не выполнит
еще 2-4 полных цикла очистки стекла щетками.
Работа
очистителя. 1-я СКОРОСТЬ. На этом режиме замыкаются контакты
"53а" и "53" переключателя. Ток идет к электродвигателю очистителя
по следующему пути: контакт "53" переключателя, серый провод, через
монтажный блок на щетку электродвигателя, находящуюся в
геометрической нейтрали, и далее на "массу". 2-я СКОРОСТЬ. Этот
режим получается при замыкании контактов "53а" и "53в"
переключателя. Ток идет от контакта "53в" по серому проводу с
оранжевой полоской через монтажный блок к щетке электродвигателя,
смещенной с геометрической нейтрали, а затем на
"массу".
Прерывистый режим, обеспечивается при замыкании
контактов "53a-j" и "53-53е" переключателя. С контакта "J"
переключателя напряжение поступает на вывод "1" реле 44. Срабатывает
электромагнитное реле и замыкаются контакты "15" и "S". Ток идет от
вывода "15" реле на "S", затем на замкнутые контакты "53-53е"
переключателя и по серым проводам к щетке электродвигателя. При этом
реле отключается и вновь включается с частотой 14 циклов в минуту,
создавая прерывистую работу очистителя.
Отключение
очистителя. Рычаг переключателя 43 переводится в исходное положение,
в котором замкнуты контакты "53-53е". У реле при этом замыкаются
выводы "31 в" и "S". Пружинная пластина 23 прижата к правой стойке
(на рисунке) концевого выключателя. Ток, питающий обмотку якоря
электродвигателя, идет от предохранителя 22, через пластину 23 к
выводу "31 в" реле, затем от вывода "S" реле на замкнутые контакты
"53е-53" переключателя и, далее, по серым проводам на щетку "а"
электродвигателя. Очиститель работает на малой скорости, пока
кулачок 26 не отожмет пластину 23 от правой стойки и не замкнет ее с
левой (на рисунке) стойкой. В этот момент очиститель остановится, и
его щетки останутся в нижнем положении.
Включение омыва
ветрового стекла. Замыкаются контакты "W" и "53ah" переключателя, и
ток идет от замкнутых контактов "30" и "15/2" выключателя зажигания
через предохранитель "4" монтажного блока на замкнутые контакты
"53ah" и "W" переключателя. Затем по розовому проводу ток идет к
монтажному блоку и от него к электродвигателю 39 насоса смывателя к
клапану 40 омыва ветрового стекла. Клапан открывается и насос
смывателя подает жидкость для омыва ветрового
стекла.
Одновременно напряжение подается и на вывод "86"
реле. Оно срабатывает, и выводы "31 в" и "S" замыкаются. Поскольку
при выключенном очистителе контакты "53е" и "53" переключателя
замкнуты, то начинает протекать ток по цепи: от предохранителя 22 на
выводы "31 в" и "S" реле, затем к контактам "53е" и "53"
переключателя и от них к щетке электродвигателя. Таким образом, при
включении омыва ветрового стекла очиститель начинает работать с 1-й
(малой) скоростью. |