Женщина и автомобиль
Каждый день утром я сажусь в видавший виды Talbot Horizon и
отправляюсь в пятидесятикилометровое путешествие на работу из Гатчины в
Петербург. Точно так же, будучи на стажировке в Америке, мы с коллегами
забирались по очереди за руль похожей на касатку Chevrolet Lumina и ехали по
федеральной дороге из Waterbury в Naugatuck. Американские дороги в чем-то схожи
с нашими, но главное, на мой взгляд, отличие не четыре ряда в каждую сторону и
не другая система дорожных знаков, а аккуратность и предупредительность
водителей. И не случайно: больше половины машин, спешащих в утреннем потоке,
ведут женщины...
Почему же американки смело едут сами на работу, везут детей в школу,
лихо паркуются перед супермаркетами, а наши подруги лишь изредка хвастают
водительскими удостоверениями, да и то более в стационарной обстановке? Садиться
или нет русской женщине за руль? Если да, то что стоит предусмотреть, чего не
стоит делать никогда, а в чем можно проявить свою индивидуальность? Оговорюсь
сразу: моя жена не водит машину и, отправляясь в гости, я не имею ни малейшего
сомнения, что весь вечер буду пить лишь то, что предлагают детям.
Первым препятствием на пути в шоферы является сама автошкола. Шутка
ли -- порядка трех месяцев подряд проводить почти все вечера на бесконечных
занятиях, а днем убегать с работы или от домашнего очага на вождение, после
которого всю одежду можно выжимать! А экзамены? А пересдачи?! А, наконец,
деньги... Тут мы с вами, дорогие женщины, практически равны -- через это надо
пройти. Возможно, у вас есть даже некоторое преимущество, если, конечно,
инспектор не со странностями.
А вот дальше начинаются специфические проблемы. И первая -- в
автошколе не в состоянии научить ездить по-настоящему. И если молодым
водителем-мужчиной руководит амбиция и он быстро, на своих и чужих ошибках
доучивается, то женщина остро чувствует отсутствие инструктора. Лучше,
наверно, сразу осознать это и попросить кого-нибудь из близких, кто давно водит
машину, помочь. И начать надо не с традиционного "Поезди со мной", а попросить
еще раз четко и ясно рассказать, не вдаваясь в мелочи, как же автомобиль
устроен. Ведь на лекциях в автошколе вы стеснялись переспросить и, хоть у вас и
остался аккуратный конспект, вы смутно представляете, что находится под капотом
и днищем и, главное, как это все влияет на езду. Очень важно, чтобы это был
человек, с которым вы чувствуете себя комфортно, которому можно задать любой
вопрос хоть пять раз подряд, перед которым ничего не надо изображать: отец,
брат, муж, старый друг, с которым вы уже давно все выяснили... Подойдите к этому
как к делу: это нужно вам, а не ему.
И лишь после того, как вы четко уяснили, хотя бы по блокам, как все
это крутится -- Боже, до чего это все просто, когда разберешься! -- попросите
сесть с вами в машину и поездить часок. Попросите его сразу взять блокнот и
ручку и записывать ваши ошибки, а не комментировать по ходу. Вы ведь полностью
заняты управлением, у вас еще не все получается, не до разговоров. А потом
возьмите по кока-коле -- ему было еще страшнее, чем вам! -- и проанализируйте
записи. Пусть после этого он сядет за руль и покажет все, о чем только что
говорил. А теперь опять вы. Уже лучше?
Ну вот, вы уже неплохо водите, когда в машине рядом с вами опытный
человек. Пора ездить самостоятельно. Не спешите. Mary Black вот уже четверть
века водит по американским дорогам свой дальнобой с двухосным прицепом, но ей не
приходилось самой менять проколотые колеса -- для этого есть технички. Но не у
нас. Оставшись один на один с автомобилем русский водитель может реально
надеяться лишь на себя, если, конечно, не "все схвачено". И если мужчине "авось"
может и сойти с рук, то у вас могут возникнуть серьезные проблемы из-за ерунды.
Пример: заурядный прокол и необходимость самой поменять колесо. Да не
пугайтесь! Это надо просто уметь делать, непостижимого здесь ничего нет.
Попробуйте не торопясь в выходной день -- потратите первый раз час-полтора, на
второй раз не будете бояться, а в третий раз сделаете за 10 минут. Ну давайте
начнем.
Но сначала приготовьте подходящую одежду и обувь. Да-да, это
серьезно. Вы ведь ходите на каблуках? Водить в таких туфлях неудобно, а чинить
невозможно. Моя мама, например, держит в багажнике старенькие кроссовки и сапоги
на холодное время. Юбка вам не помешает при езде, но при элементарном ремонте
смело лезьте на заднее сиденье и переодевайтесь в джинсы и свитер или что-либо в
этом духе -- сэкономите массу времени и нервов: может быть, придется встать на
колени или лечь животом на крыло -- дело-то шоферское. И еще: перчатки. Не
водительские, а рабочие.
Итак, меняем колесо.
- Выключите мотор, поставьте машину на первую передачу, слегка
затяните ручник, откройте багажник и уберите ключи в карман. Сумочку положите
в багажник и накройте чем-нибудь -- ценности должны быть надежно спрятаны,
поскольку кража в такой ситуации является стандартным приемом. Достаньте
нужный инструмент и запасное колесо и захлопните багажник, убедившись, что
ключи не внутри. Дверь запирать не надо -- может понадобиться доступ к
ручнику.
- Приведите домкрат в рабочее состояние. Пользование домкратом может
несколько различаться в зависимости от типа машины, вам следует заранее
разобраться с этим по книжке, прилагаемой к машине. Общие правила здесь такие:
домкрат должен опираться на асфальт, в противном случае подложите прочную
доску; домкрат должен стоять без наклона вперед или назад по ходу машины, а
если он Г-образный (не гидравлический, не пантографный, а родимый
"москвичевско-жигулевско-опелевский"), то в поперечной плоскости основание
должно быть задвинуто под машину подальше, а штырь засунут в домкратную нишу
на кузове до упора.
- Начните поднимать машину домкратом, но лишь чуть-чуть "возьмите
вес" и остановитесь. Машина все еще твердо стоит на всех колесах.
- Обойдите машину и с обеих сторон колеса, находящегося по диагонали
от снимаемого, подсуньте по какому-нибудь предмету, который не даст машине
покатиться -- камень, доска, молоток. Это важно -- машины лихо скатываются с
домкратов.
- Вернитесь к интересующему колесу и, пока оно твердо стоит на
земле, ослабьте все гайки или болты, которым оно привинчено. Если к вашей
машине прилагается колесный ключ в виде коловорота, ваших сил ни за что не
хватит, чтобы выполнить эту операцию. Заранее запасите обычный Г-образный ключ
и отрезок водопроводной трубы сантиметров в 80 длиной, чтобы надеть на ключ и
воспользоваться законом Архимеда. Дядя килограмм в 100 просто попрыгал бы на
ключе, но вам надо брать умом, а не грубой силой. Ослаблять гайки или болты
надо так: отвернули (против часовой стрелки) до легкого вращения и чуть-чуть
завернули обратно (по часовой стрелке). И так все.
- Поднимаем машину до отрыва колеса от земли. Высоко не надо. Колесо
весит килограмм 15 и его лучше сразу катить, чем снимать руками.
- Отвинчиваем все гайки или болты начиная с верхних и аккуратно
складываем около домкрата.
- Снимаем колесо. Оно могло "прикипеть" -- просто пните его подошвой
в боковину покрышки поперек движения и ловите.
- Подкатываем запасное колесо и проверяем, на одном ли уровне его
центральное отверстие и ось вращения. При необходимости приподнимаем или
опускаем машину домкратом.
- Прокручивая колесо по дороге, совмещаем отверстия под болты (Лада)
или сажаем колесо на шпильки (Запорожец, Москвич, Нива, Волга), завинчиваем до
конца, но не пытаемся затянуть. Начинать следует с нижней гайки или болта, в
противном случае колесо будет непослушным.
- Опускаем машину и затягиваем до упора, без применения
трубы-удлиннителя. При закручивании удлиннитель может сыграть плохую роль и
"помочь" вам сорвать резьбу.
- Собираем инструмент, вынимаем упоры из-под колеса.
Вы все сделали сами, при этом не надрывались. Самым тяжелым было
достать колесо из багажника и положить на место.
Одна досада: вы все-таки сняли на минуту перчатки и ваши руки
безнадежно грязные. Это действительно неприятно. Автомобильная грязь, состоящая
из замешанной на масле дорожной и металлической пыли практически не отмывается
обычным мылом. Могу порекомендовать зверский, но действенный способ. Намыльте
руки (мыло -- из багажника, вода -- из лужи) и зачерпните мелкого песка. Вот
этим и трите руки старательно, а потом ополосните в той же луже. Противно?
Другой вариант: приехав домой, вымойте посуду или постирайте -- все сойдет. А
лучше всего иметь специальную пасту, содержащую микрошарики, вычищающие грязь из
пор кожи.
Ну хорошо. Вы уже чувствуете себя опытным механиком. Особенно, если
мыли руки соляркой (не надо бензином, я так травился!), вытирали ветошью, а на
носу у вас симпатичное масляное пятно. Какие признаки при движении машины
говорят о серьезной неисправности и опасности движения?
- Педаль тормоза ушла глубже до начала торможения. Немедленно
остановитесь, по возможности накатом, не пользуясь тормозами, и проверьте
уровень тормозной жидкости в бачке. Чревато полным отказом тормозов.
Желательно попросить помощи в проверке системы.
- То же с педалью сцепления. Чревато самопроизвольным троганьем.
Рецепт тот же.
- Руль стал тугим и не возвращается сам при выходе из поворота. При
первой же возможности проверьте шаровые опоры. Чревато падением из-за потери
переднего колеса. Нужна квалифицированная помощь.
- Руление стало очень неточным, с запаздыванием, снизу при этом
слышны стуки. Проверить шарниры рулевой системы. Скорее всего, отвернулась
гайка. Чревато потерей управления. Проще, чем с шаровыми, но лучше показать
опытному водителю.
- При нормальном движении горит лампочка давления масла или манометр
показывает меньше 2. Немедленно выключите мотор. Проверьте уровень масла,
вытащив щуп, обтерев тряпкой, задвинув на место и опять вытянув -- по
смоченности маслом
|